С чем это может быть связано и как помочь ребёнку с этим разобраться, мы поговорили с психологом, юристом, заведующей отделением сопровождения семей с детьми сектора по Мотовилихинскому и Свердловскому районам г. Перми Дарьей Мялициной.
– Дарья Юрьевна, с чем может быть связано снижение мотивации?
– Учебная мотивация формируется у ребёнка на протяжении всего образовательного процесса. Снижение её может быть связано с неблагоприятным опытом, с неумением социализироваться в обществе, в классе, отстаивать своем мнение. И здесь родителям необходимо обратить внимание на то, знает ли ребёнок разницу между процессом обучения и результатом. Он должен понимать, что учёба – это увлекательное и интересное занятие, и что родители ценят его не за результат – оценки, а то, как он вливается в процесс обучения.
Чтобы помочь ребенку повысить мотивацию в новом учебном году, родителям стоит, в первую очередь, пересмотреть режим дня, скорректировать его под индивидуальные особенности своего ребёнка. Учитывая при этом, насколько ему будет комфортно время, которое планируется для выполнения домашнего задания, для отдыха, прогулок. Ребенок должен принимать активное участие в планировании своего режима дня. Тем самым он будет развивать свой навык умения ставить цели и выполнять поставленные задачи.
Необходимо также учитывать смену, в которую будет обучаться ребёнок, посещение дополнительных секций и кружков. Следует избегать перезагруженности, у ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы иметь возможность переключаться с учебной деятельности на домашнюю.
Вторым моментом в повышении мотивации может послужить позитивный опыт родителей. Родители могут транслировать его детям, рассказывать живые истории, приводить реальные примеры из своей школьной жизни. Если речь идет о негативном опыте (о нём тоже стоит говорить), нужно рассказать, как его преодолели, какие действия предпринимали. Благодаря этому ребёнок сможет выстраивать в голове собственные сценарии и варианты выхода из любой, даже самой негативной, ситуации в позитивное русло.
Родители детей младшего школьного возраста могут использовать в качестве мотивации покупку канцелярских товаров, рюкзачков, мешочков для обуви с различными рисунками, мультяшными героями, которые выбирает сам ребёнок. Так у него появится желание пойти в школу, показать обновы, похвастаться перед своими одноклассниками. И он будет с удовольствием пользоваться этими предметами в течение всего учебного периода.
Родители детей более старшего возраста могут воспользоваться методом прогнозирования позитивного будущего: сделать акцент на тех предметах, которые в дальнейшем ребёнку понадобятся для профориентации, объяснить, почему они важны для дальнейшего формирования личности, профессии. Но не стоит перегибать и «навешивать» на ребенка излишнюю ответственность за его будущее. Родитель должен находиться рядом, помогать, и ребёнок должен чувствовать поддержку не только на словах, но и на деле.
– Иногда с 1 сентября дети переходят в новую школу. Как сделать так, чтобы период адаптации проходил легче и быстрее?
– Желательно заранее познакомить ребёнка с образовательным учреждением, классным руководителем, выстроить маршрут, особенно если школа будет находиться далеко от дома и придётся пользоваться общественным транспортом. Разработать дополнительный безопасный маршрут на случай, если, например, сломается автобус или возникнут какие-то иные, не зависящие от детей, обстоятельства.
При знакомстве с классным руководителем желательно обговорить индивидуальные особенности ребёнка, чтобы и учитель понимал, какой ученик к нему пришел и как подобрать к нему подход в непростой адаптационный период.
При переходе в новую школу ни в коем случае не стоит в негативном контексте отзываться о предыдущей школе и педагогах, даже если там был конфликт и какие-то разногласия до сих пор не урегулированы. Ребёнок не должен слышать об этих негативных моментах, потому что он и так не понимает, почему он обучался с одними ребятами, а сейчас должен пойти к другим. Переход в новую социальную группу – это острый стресс. Нужно проговорить с ребёнком, что в первый же день, в первый месяц обучения не всегда получается сразу найти себе друзей и знакомых. Он должен понимать, что период «притирки» может протекать всю первую четверть.
Также ребёнок должен знать, что может в любой момент обратиться за помощью к родителям. Желательно обговорить план действий на тот случай, если в новой школе у него возникнут какие-то проблемы, неясности, объяснить, к кому обратиться – классному руководителю, социальному педагогу или школьному психологу. Ребенок должен знать, что делать в той или иной ситуации, тем самым его уровень тревожности снижается, а уверенности в своих действиях повышается.
Если при переходе в новую школу у ребёнка остается желание общаться с бывшими одноклассниками, родители должны это поддерживать и по возможности организовывать встречи детей как дома, так и на нейтральной территории. Чем шире у ребёнка будет социальное окружение в лице бывших и новых одноклассников, друзей во дворе, тем легче и быстрее пройдёт адаптационный период в новой школе.
Бывает, что ребёнок изъявляет желание пригласить домой новых одноклассников. И эти инициативы также нужно поддерживать. Кроме того, рекомендую родителям по возможности принимать участие в классных мероприятиях, тем самым показывая ребёнку, что вхождение в новую социальную группу может быть безопасным и позитивным, помогая ему адаптироваться в коллективе.
– Начался новый учебный год. На какие моменты стоит обратить внимание в первую четверть?
– В первую очередь, на нарушение режима дня. Если ребёнок плохо спит, страдает от бессонницы или, напротив, большую часть времени проводит во сне, просыпается утром в плохом настроении нужно задуматься и поговорить с ним. Возможно, стоит пересмотреть режим и исключить какие-то моменты: сократить количество секций или, напротив, количество свободного времени.
Второй момент – изменение питания. Если ранее у ребёнка не было предпочтений в определенных продуктах, особенно таких, как сладости и снеки, а тут они резко появились, стоит также проговорить, с чем связаны эти изменения. Возможно, с повышенным уровнем стресса.
Третий признак – неврологические отклонения, когда дети начинают грызть ногти, ручки, рвать бумагу. Это может свидетельствовать о том, что ребенку приходится тяжело и необходимо предпринимать меры. Ситуация, когда ребёнок отказывается менять одежду, не разрешает стирать её, указывает на то, что ему необходимы стабильность и безопасное пространство вокруг себя. Обратить внимание также следует на то, как он сидит, скрещены ли руки, опущены ли плечи.
Отмечу, что эти признаки могут проявляться у всех детей, но если они имеют затяжной характер и наблюдаются в течение трёх и более месяцев, и не один, а несколько, родителям стоит обратиться за узкоспециализированной помощью к социальному педагогу или школьному психологу для получения консультации, как помочь своему ребёнку.
– Могут ли какие-то шаги родители предпринять самостоятельно?
– Пока родитель не обратился за помощью, а ещё только наблюдает, он может воспользоваться несколькими рекомендациями.
Первое – это, конечно же, создание комфортной и безопасной атмосферы в семье. Чтобы ребёнок понимал, что дома интересуются и им, и его школьной жизнью. Нужно находить время для разговора с детьми, спрашивать, как прошёл день, какие впечатления получили, с какими трудностями столкнулись и как они с ними справились.
При разговоре стоит быть терпеливыми, проявлять интерес, эмпатию к своему ребёнку, не использовать обесценивающие фразы типа «ты придумываешь», «это не проблемы, их можно решить». Каждый ребенок индивидуален и по-своему переносит те или иные эмоции. Каждый по-разному выражает свои чувства. Родители должны это понимать.
Как уже говорила ранее, если ребёнок испытывает негативные эмоции к школе, но при этом не может их проговорить, объяснить родителям, почему так получается, можно поделиться своим опытом. Но при этом ни в коем случае не обесценивая труд учителя, школьные времена. Разговор должен выходить на позитивный исход.
Но если родитель понимает, что ситуация усугубляется, незамедлительно следует обратиться к школьному психологу. Вместе с ним будут разработаны мероприятия, которые помогут ребёнку лучше адаптироваться в новом учебном году.