О проекте мы поговорили с его руководителем, учителем русского языка и литературы гимназии №5 Валерией Симпатовой.
– Валерия, как возникла идея проекта «Медиалето от медиацентра»?
– Все началось с создания в 2017/18 учебном году в нашей гимназии полноценного медиацентра вместо обычной школьной редакции. Тогда возник «PostScriptum», а вместе с ним – желание чего-то большего, выхода на общегородской уровень
В этом нам оказала поддержку администрация Мотовилихинского района. В рамках летней занятости школьников уже четвёртый год подряд мы трудоустраиваем ребят из медиацентра, они работают в летнем лагере кураторами. Получается, что дети преподают материал детям.
Конечно, мы привлекаем и взрослых, опытных журналистов, но большая часть работы происходит в детском коллективе, потому что ребята из медиацентра уже имеют большой опыт и охотно делятся своими знаниями. На своём «подростковом» языке они могут лучше объяснить друг другу некоторые вещи, нежели взрослый человек посредством каких-либо терминов.
– Кто проходит обучение в медалагере?
– Ученики 7-11 классов из других школ Перми, интересующиеся медиа и журналистикой. Наша летняя площадка для них абсолютно бесплатна.
Когда ребята приходят в медиалагерь, мы делим их на разные отряды в зависимости от возраста и опыта. Например, у нас есть опытные отряды, где каждый участник уже как-то проявил себя в своей школе в журналистике или в медиа. Соответственно, для них мы готовим более углубленную программу. А есть новички: ребята 13-14 лет, которые впервые они пробуют себя в этой сфере. И им мы должны подавать информацию по-другому.
Каждый день проводятся отрядные мероприятия на командообразование, чтобы дети провели время вместе. Кроме того, в отрядах ребята занимаются внутри своих направлений.
– По каким направлениям идёт работа?
– В этом году у нас было фото-направление, где они изучали историю фотографии, настройки разных фотоаппаратов, обработку фото, работали с мобильной фотографией.
Также есть видео-направление, где кураторы рассказывают об истории кино, постановке различных кадров, показывают, как смонтировать видео.
И третье направление – текст. Но мы взяли текст не в чистом виде, потому что сегодня журналистика расширяет границы, и журналист может уметь не только писать, он становится более универсальным. Поэтому мы предложили школьникам попробовать себя и в роли дизайнеров. Итоговый материал они делают в формате лонгрида, и должны понимать, как можно сочетать шрифт, цвета и т.д.
Также каждый день проходят какие-то общие мероприятия на весь медиалагерь. Например, один из дней мы посвятили дебатам. Ребята узнали, что это такое, как правильно их вести и попробовали друг с другом подискутировать на предложенные темы.
Провели фотокросс «Моя Мотовилиха». Участникам выдали маршрутные листы, где мы загадали семь исторических зданий района. Загадывали сами, в интернете этой информации не найти. Детям нужно было отгадать, что это, прийти туда и сделать интересную фотографию. Таким образом ребята ближе узнали район, в котором мы находимся, увидели город с другой стороны. Кроме того, Мотовилиха – один из самых зеленых районов Перми, и погулять здесь в хорошую погоду просто замечательно.
– Сколько отрядов обычно занимается?
– Всего четыре группы по шесть-восемь человек. В прошлом году, во время пандемии, мы организовали две смены, одна из которых занималась дистанционно, и к нам присоединялись ребята со всего Пермского края и даже Приволжского федерального округа.
– В этом году не было желания совместить очный формат и онлайн?
– Мы обсуждали этот вопрос с ребятами-кураторами. По их мнению, живое общение ничто не заменит, потому что теряется часть работы внутри отряда: мы не можем проводить совместные мероприятия, организовывать выходы. Конечно, у дистанционного формата есть свои плюсы, но мы выбрали очный вариант.
– С какими партнёрами сотрудничает медиалагерь?
– С нами работает пермская краевая газета «Перемена-Пермь». Взрослые, опытные журналисты приезжают к нам, проводят различные мероприятия, рассказывают ученикам про форматы текстов, инфографику. Также они предоставляют нам дипломы, которые в дальнейшем можно приложить к школе как профессиональные пробы.
В этом году нашим партнёром стала туристическая фирма «Живая история». Все проекты ребят мы решили посвятить нашему городу, а чтобы город знать, нужно о нём говорить. Например, мы ходили на экскурсию по историческому центру Перми. Рассказывали ребятам про город, его возможности.
Во время смены провели пресс-конференцию, которая так и называлась «Пермь – город возможностей». Мы пригласили представителей спорта, культуры, журналистики, которые рассказали свои истории, поделились трудностями в выборе собственной профессии и некоторыми лайфхаками. Мы хотели показать ребятам, кем они могут стать.
Я понимаю, что не все участники нашего медиалагеря в будущем выберут журналистику, но показать им, что они могут развиваться в других направлениях и при этом оставаться в Перми, а не уезжать дальше, – это важно.
– Итоговые работы ребят посвящены Перми?
– Ребята сами выбирали темы, и все они связаны с нашим городом. Например, одна из команд сделала лонгрид про малые реки и экотропы Перми. По время прогулки по экологической тропе школьники увидели малые реки – Егошиху и Стикс – и буквально загорелись этой идеей.
Ещё две работы посвящены известным людям Перми и писателям, так или иначе связанным с нашим регионом. Четвёртый отряд выбрал тему «А что смотришь ты?» - ребята исследовали предпочтения жителей Перми при просмотре фильмов и сериалов.
НЕ ПРОСТО КУРАТОРЫ
Отметим, что ребята-кураторы проекта «Медиалето от медиацентра» не обычные школьники. Несмотря на юный возраст, подростки имеют серьёзный опыт. Так, буквально на днях стало известно, что один из кураторов, ученица 10 класса гимназии Мария Андина заняла второе место во Всероссийском конкурсе журналистских материалов «На старт!» от Московского государственного педагогического университета.
В номинации «Лучший проект в новых медиа» Мария представила лонгрид на тему искусства «Театр юного зрителя как культурный объект города Перми». Дополнительным бонусам к призам она получит восемь баллов при поступлении в МГПУ.
В качестве куратора Мария работает уже второй год: читает лекции и проводит мастер-классы по написанию текстов.
«Мне нравится работать со школьниками, в процессе я сама приобретаю много навыков: при подготовке к урокам каждый раз узнаю что-то новое, учусь взаимодействовать с людьми, - рассказывает Мария. - Хотела бы связать свою жизнь с журналистикой, медиа-технологиями или сферой коммуникаций. Также рассматриваю профессию педагога, потому что мне нравится преподносить новую информацию детям. Мне важно не просто отвести урок или мастер-класс, а заинтересовать ребят, сделать так, чтобы занятие было полезным».