Продолжаем обсуждать одну из самых актуальных на сегодняшний день проблем – телефонное мошенничество. Злоумышленники с каждым днем все больше активизируются, и все больше людей становится их жертвами. Это происходит благодаря различным психологическим технологиям, в том числе и способам социальной инженерии.
Психолог Наталья Макарова рассказала нам об этом более подробно.
- Наталья Вениаминовна, поясните, пожалуйста, что означает понятие «социальная инженерия»?
Социальная инженерия – это психологическое манипулирование, влияние и обман потенциальной жертвы с целью получить конфиденциальную информацию. Воздействие манипуляции направлено на то, чтобы вывести человека на эмоции и получить доступ к закрытой информации, подтолкнуть к определенным действиям, необходимым злоумышленнику. Мошенник погружает жертву в информационный поток и строго лимитирует время для принятия решения. Все эти методы действуют одновременно.
- А как это происходит?
Злоумышленник звонит потенциальной жертве, сообщает ей информацию, которая вызывает у человека тревогу, страх либо любопытство. Далее следует большой поток информации, с которой человек не успевает разобраться, после чего мошенник ограничивает время для принятия решения.
Жертва находится в состоянии стресса, ведь поступившая ему информация неожиданная и требует быстрого решения – нет возможности ее тщательно обработать и со всех сторон обдумать. Поэтому человек принимает иррациональные решения и действует так, как нужно злоумышленнику.
- Как это выглядит на примере?
Манипуляция злоумышленников идет по строго определенному сценарию. Допустим, раздается звонок, звонящий представляется сотрудником банка, полиции, прокуратуры, налоговой и так далее – это вызывает у человека доверие. Затем мошенник называет какую-либо доступную личную информацию о своей жертве – ФИО, дату рождения, возможно, паспортные данные или место регистрации, что еще больше увеличивает уровень доверия к входящему звонку.
Далее человеку объявляется новость, которая вызывает у него стрессовые переживания, при этом важно, чтобы напряжение было в разы выше, чем обычно. После чего потенциальной жертве предлагается быстрое решение проблемы. В этот момент люди часто действуют ажиотажно.
Если жертва действует в нужном мошеннику направлении, то получает одобрение. И наоборот – подвергается нападкам, давлению в противоположной ситуации, что еще больше усиливает стрессовое состояние. При этом звонки и коммуникации с другими людьми строго пресекаются.
Кроме того, злоумышленники используют определенные слова-триггеры, которые действуют на человека. Например, это заявления о заблокированной карте, о том, что родственник попал в аварию либо задержан по уголовному делу. Также может быть сообщено о выявленном тяжелом заболевании по анализам. Конечно, в этот момент человек находится в стрессовой ситуации. Он попадает в информационный вакуум.
- Что означает данное понятие?
Это огромный поток информации с небольшим количеством конкретики. Все это вводит человека в заблуждение, он не может проанализировать то, что происходит, поэтому часто принимает иррациональные решения. Кроме того, при мошенническом звонке часто используется фоновый шум. Например, звуки call-центра, что мешает предполагаемой жертве сконцентрироваться на том, о чем ей говорит злоумышленник. Поэтому человек быстрее попадается на уловку.
Кстати, мошенники могут работать и по двойной схеме.
Сначала раздается звонок, жертве представляются сотрудником какой-либо силовой структуры, и начинается разговор. Однако человек уже знаком с тем, что ему могут позвонить мошенники. Он прекращает разговор и бросает трубку.
Через некоторое время раздается второй звонок, и уже другой человек, представляясь сотрудником полиции, банка и так далее говорит своей жертве о том, что они в курсе о предыдущем звонке от мошенников.
В этот момент происходит следующее: жертва, когда раздался первый звонок, отреагировала эмоционально – со злобой, раздражением, агрессией. То есть, эмоции уже зацепили. Второй звонок, наоборот, дал человеку ощущение поддержки, воодушевления и поэтому он быстро вовлекается во взаимодействие с мошенниками и попадается «на удочку».
- Какие вы можете дать советы для того, чтобы противостоять злоумышленникам?
Важно помнить: если вам звонят незнакомцы и сообщают какую-то информацию, которая вызываету вас тревожность, страх либо злость – необходимо обязательно прервать разговор.
Если приходят SMS или сообщения в мессенджерах от знакомого, где предлагается совершить какие-то нестандартные действия, то лучше перезвонить этому человеку и уточнить информацию самому.
Никогда и никому не сообщайте своей платежной информации: номер карты, код для входа в онлайн-банк и так далее. Также нужно помнить, что сотрудники полиции никогда не обсуждают детали уголовного дела по телефону. Они назначают встречу, приглашая к определенному времени в отдел. А сотрудники Центробанка не работают ни с физическими, ни с юридическими лицами – только с банками.
Кроме того, помните, что сотрудники банков никогда не «спасают» наши сбережения. Если вам будут все-таки звонить, то только с официального номера, и чаще всего в таком случае предлагается какая-либо продукция или услуги банка.
Не отвечайте на незнакомые номера, прекращайте разговор, когда слышите какую-то сомнительную информацию. Берегите себя и своих близких.