​«В планетарии можно творить бесконечно»

25 марта работники культуры России отмечают свой профессиональный праздник. В этот день беседуем с директором Пермского планетария Таисьей Балтиной о творчестве, мечтах и их реализации, возможностях и новшествах «законодателя планетарской моды».

– Таисья Леонтьевна, как вы начали работать в сфере культуры?

– Мой папа работал директором клуба «Металлист», и я практически выросла в клубе. Мне все было интересно: помогать библиотекарю выдавать книги, кассиру – продавать билеты, а во время выступлений артистов художественной самодеятельности пробиралась на сцену, чтобы встать рядом с ними.

Любовь к культуре и искусству была заложена с детства, но времена были трудные и родители хотели, чтобы я занялась чем-то более серьезным. Поэтому я рано начала работать – на заводе им. Ленина, параллельно училась в школе рабочей молодежи. Позже поступила в Пермский государственный университет на механико-математический факультет на вечернее отделение.

А мечта оставалась. Наряду с работой и учёбой в университете, я принимала активное участие в концертах художественной самодеятельности. В итоге на втором курсе оставила учебу в университете и перешла работать во Дворец культуры им. В.И.Ленина, который стал стартовой точкой моей карьеры. Сначала инструктором в художественном отделе, затем – заведующей массовым отделом. Тогда же поступила на заочное отделение в Высшую профсоюзную школу культуры.

– А как оказались в планетарии?

– Должность в планетарии мне предложили в 1983 году. Это было немного неожиданно, потому что планетарий на тот момент был мне совершенно незнаком. Но когда пришла сюда, была просто в восхищении от материально-технической базы, от звездного зала с его эффектами. Возможность творить меня просто заворожила. Здесь открывались огромные перспективы!

Отмечу, что в то время ДК им. Ленина играл огромную роль в жизни Мотовилихинского района, в нем были представлены практически все направления культуры. И, конечно, формы культурно-просветительской деятельности Дворца органично вписались в работу планетария.

Мы начали проводить здесь тематические и праздничные мероприятия, концерты, обряды бракосочетания, разработали новые программы, позже появились спектакли оптического театра. В планетарии все эти формы заиграли в другом ключе, в другом свете. Это было воплощение моей мечты.

– Как менялся с тех пор планетарий?

– Классика планетария осталась такой же, какая была изначально. Как в компьютере есть «железо», которое является основой, так и у нас – это аппарат «Цейс», на котором мы работаем.

Когда пришла в планетарий, на пульте в звёздном зале стояли два больших фонаря, с помощью стекол демонстрировались проекции на купол. Первым новшеством по улучшению видеоряда стало приобретение слайд-проекторов и перевод изображений со стёкол на слайды. Мы начали показывать не просто слайды, а мультимедийные программы, можно сказать картинки в движении. Это было что-то новое, необыкновенное. Со временем появилась мечта о полнокупольном изображении, оборудование для демонстрации которого появилось в планетарии в 2012 году. Сейчас у планетария много полнокупольных программ, они украшают своим разнообразием имеющийся репертуар.

В прошлом году при поддержке городского бюджета был приобретён высококлассный проектор для полнокупольного изображения, установлена новая аудиосистема.

В планетарии такая харизматичная материально-техническая база, что творческим задумкам нет предела.

– Почему Пермский планетарий называют «законодателем планетарской моды»?

– Мы во многом являемся первопроходцами. Например, когда мы начинали проводить обряды бракосочетаний, многие над нами подшучивали, это казалось несерьезным. Но мы не просто предоставили площадку для регистрации браков, а разработали целую программу о любви, семье. И этот опыт переняли другие планетарии.

Мы первыми начали проводить оптические спектакли, в которых герои с экрана выходят на сцену, организовали концертную площадку. У меня была заветная мечта услышать под звездным небом планетария живую музыку – например, скрипку. И она воплотилась. Начинали с цикла программ с известным музыковедом Анатолием Жоховым, затем начали сотрудничать с музыкальной школой №2, затем и с концертными исполнителями.

В этом году возобновилась работа нашей концертной площадки. В марте состоялось выступление камерного оркестра «Орфей» под руководством Петра Юркова с программой «Вселенная Вивальди». Провели джазовый концерт. Оба концерта сопровождались нашими полнокупольными проекциями и эффектами звёздного зала. Это фантастически. Живой звук в звездном зале неподражаем.

– Сегодня планетарий – это, по сути, фойе и зал на 100 мест. Рассматривается ли возможность его расширения, реконструкции?

– Наш планетарий был построен как планетарий припаркового типа, по сути – один из аттракционов. Предполагалось, что люди зашли сюда, посмотрели на звездочки и вышли. Поэтому не предусматривались производственные помещения. А мы вместили в это маленькое здание целый дворец!

Конечно, вопрос реконструкции неоднократно обсуждался. Есть разработанные проекты, но как они будут воплощены, сказать пока сложно. Решение этого вопроса довольно сложное, но все возможные варианты рассматриваются.

Тем не менее, планетарий живет, к нам идут, мы постоянно обновляем наш репертуар. И мы востребованы у жителей.

– Основа любого предприятия – его кадры. Расскажите, пожалуйста, о коллективе Пермского планетария.

– У нас очень стабильный и высокопрофессиональный коллектив. Люди работают годами, некоторые из них имеют одну запись в трудовой книжке. Даже те, кто приходит на три-четыре года, остаются и уже не хотят уходить. У нас появилась и своя трудовая династия лекторов!

Например, наш лектор Елена Александровна Попова работает в планетарии более 20 лет. Она сама пишет стихи, музыку, сценарии, режиссирует. Овладела компьютерными технологиями, чтобы создавать полнокупольное изображение теми средствами, которые у нас есть. А в этом году к нам в коллектив пришла работать лектором ее дочь, которая участвует в мероприятиях планетария с восьми лет.

У нас два заслуженных работника культуры РФ – лекторы Елена Алексеевна Бессонова и Татьяна Геннадьевна Фукалова. Они – лучший пример не только для лекторов нашего планетария, но и для лекторов других планетариев России и Ближнего зарубежья.

В День работника культуры России хочу поздравить коллег с праздником и пожелать им новых творческих идей и их успешного воплощения, профессионального роста, счастья и здоровья!

Ещё новости в этом разделе Перейти в раздел
25 июня

Об этом рассказывает военком Мотовилихинского и Орджоникидзевского районов Игорь Головкин

22 апреля

Отвечает психолог «Центра помощи детям» Наталья Макарова

1 апреля

Начался апрель и в школах стремительно приближается экзаменационная пора.

Автор: Елена Бардукова