«Мне близок подход «любить нельзя воспитывать»

В преддверии Международного женского дня 8 марта редакция газеты поздравляет всех своих прекрасных читательниц с праздником. И хотим познакомить с одной из них – учителем русского языка и литературы лицея № 10 – Ольгой Ляшенко.

Что в Вашей жизни стало решающим фактором при выборе профессии?

Когда я училась в педуниверситете, не думала, что стану учителем. У меня филологическое образование, которое дает широкие возможности трудоустройства – например, журналистика, некоторое время после вуза даже работала копирайтером. И так случилось, что меня пригласили преподавать в школу, которую я закончила. Это было в 2008 году, на тот момент школа была гарантом стабильности. Думала, что временно, но осталась и уже 13 лет работаю учителем.

Почему осталась? Во-первых, школа это то место, где чувствуешь себя нужным, ощущаешь эту значимость и предполагаешь значимость в дальнейшем потому, что результат не всегда виден здесь и сейчас. Во-вторых, это возможность саморазвиваться. С каждым годом ощущаешь, что у тебя есть профессиональный рост, ставишь себе новые цели. Самое главное, что с детьми работать интересно, особенно с подростками, сопровождение на этом пути интересный квест.

Кто из известных педагогов стал для Вас ориентиром в построении процесса обучения, отношений с учениками?

Если говорить о классических педагогах – это, наверное, Антон Семенович Макаренко - ценность каждого ребенка и возможность дать ощущение детства абсолютно каждому ребенку, несмотря на его бэкграунд. Если говорить о современных педагогах, то это, конечно же, Дима Зицер. Его демократичный подход – «любить нельзя воспитывать» - где поставит запятую современный педагог? Понимаю, что еще не все умею, к чему он призывает, но на пути к этому. Мне бы очень хотелось пройти у него обучение на курсах, которые он часто проводит в Санкт-Петербурге.

А лично для Вас, где стоит запятая в этой фразе?

Сложно ответить. Сейчас требуют обязательно писать программы воспитательного процесса по каждому предмету. Но запланировать можно все, что угодно, а дальше... К примеру, до появления ребенка я думала, что буду его воспитывать определенным образом, теперь все происходит очень ситуативно. Конечно, в первую очередь – любить – но сам процесс воспитания, мне кажется, должен быть выстроен на основе любви и уважения к личности ребенка, не подавления его.

Два года назад Вы стали абсолютной победительницей краевого конкурса «Учитель года», что-то изменилось в Вашей жизни после этого?

Жизнь очень изменилась, этот конкурс дал мне широкое поле возможностей. На данный момент я являюсь координатором проекта коворкинг-центра «Совета молодых педагогов». Это очень соотносится с нацпроектом «Образование» - системой наставничества, т.е. сопровождение молодых учителей от 0 до 3-х лет в профессии. Мы запустили проект в ноябре 2020 года и сейчас его успешно реализуем. Во-вторых, количество полезных знакомых увеличилось многократно. Полезных в плане совместных проектов, взаимопомощи, взаимной поддержки. Третий момент, конечно, требования к себе в первую очередь. После того, как ты принял участие в конкуре, ты получил экспертизу своей работы. При этом увидел свои сильные места, которые надо продолжать усиливать, но и дефициты, над которыми необходимо работать. Поэтому продолжается ежедневная работа над собой как над педагогом.

У Вас достаточно большой опыт педагогической практики, на Ваш взгляд, насколько изменились дети по сравнению, например, с теми, кто обучался у Вас в 2008 году?

Часто слышу этот вопрос и сама задаю его более опытным коллегам. И мы сходимся в том, что сейчас есть какие-то тонкости в том, как устроена наша жизнь, но ведь и взрослые тоже меняются. Дети всегда остаются детьми, у них есть свои мотивы поведения, связанные с возрастом, свои убеждения, которые тоже связаны с определенным возрастом и социальным статусом. Поэтомуне могу сказать, что они сильно изменились. У детей всегда есть свои потребности – быть услышанным, быть любимым, и чтобы школа была тем местом, где в первую очередь ему интересно и важно находиться.

Как Вы проводите свободное время, если оно у Вас появляется?

С семьей, с сыном, ему сейчас 7 лет. Это путешествия, прогулки, совместные игры. Свободного времени действительно мало, поэтому любая свободная минута обязательно будет посвящена ребенку. Надо стремиться к тому, что дома я только мама. Поэтому когда было дистанционное обучение, было вдвойне сложно, вроде бы мама дома, но она отсутствует, занята совершенно не домашними делами. Стараюсь как-то переключаться и уходить от рабочих дел. У нас есть правило, когда мы ведем какой-то проект, например, я на 30 минут отключаю телефон и компьютер и полностью принадлежу ребенку, и совершенно не важно, кто будет звонить. Если есть возможность посвятить ему больше времени, значит это так и будет.

Что бы Вы хотели пожелать мамам, бабушкам в преддверии 8 марта?

Несмотря на то, что у мам, бабушек очень много разных функций – работать, быть хранительницей очага, вести хозяйство – еще помнить о себе и получать удовольствие от жизни, наслаждаться ей, не уходить в рутину с головой, помнить о том, что ты женщина, которая достойна любви, восхищения, восторга, вкладывать в свое счастье как можно больше.

Ещё новости в этом разделе Перейти в раздел
25 июня

Об этом рассказывает военком Мотовилихинского и Орджоникидзевского районов Игорь Головкин

22 апреля

Отвечает психолог «Центра помощи детям» Наталья Макарова

1 апреля

Начался апрель и в школах стремительно приближается экзаменационная пора.