16 июня 2023

​«Буллинг является «болезнью», которая затрагивает всех вокруг»

Как распознать, что ребёнок подвергается травле, и что делать в такой ситуации? О проблеме буллинга мы поговорили с психологом, юристом, заведующей отделением сопровождения семей с детьми сектора по Мотовилихинскому и Свердловскому районам г. Перми Дарьей Мялициной.

​«Буллинг является «болезнью», которая затрагивает всех вокруг»

Дарья Юрьевна, что такое буллинг и как он проявляется?

– Буллингом в целом можно назвать агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц. Разновидностей буллинга много. Это может быть, например, вербальная агрессия: оскорбления, унижения, придумывание кличек, критика в отношении ребенка со стороны его социума. Конечно, не стоит забывать о том, что школьники находятся в таком возрасте, когда придумывают себе прозвища и таким образом общаются. Но если в какой-то момент одному из членов коллектива это доставляет негативные эмоции, дискомфорт, то это уже можно приравнивать к травле.

Также к буллингу можно отнести бойкот. Это критическая форма, когда все вокруг полностью игнорируют ребенка как личность и тем самым унижают его честь, достоинство. В дальнейшем это, конечно же, приводит к негативным последствиям.

Как родители могут узнать, что ребёнок подвергается травле? Какие признаки об этом говорят?

– В первую очередь родители должны понимать, что травля – это не конфликт, у буллинга другие признаки. И их можно определить на первичном этапе. Например, когда ребенок приходит домой со словами, что он больше не хочет ходить в школу,испытывает негативные эмоции вплоть до страха за свое здоровье, жизнь. А раньше такого не замечалось: ребенок с удовольствием ходил в школу, выполнял домашнее задание, делился с родителями всем, что с ним произошло за день. Это основной звоночек, на который родители должны обратить внимание.

Ещё один признак – внешний. Когда вдруг ни с того, ни с сего у ребенка, который не занимается в спортивной секции, появляются синяки, ссадины. Причину их возникновения он объяснить не может либо отмалчивается и уходит от ответа.

К другому внешнему признаку можно отнести порчу одежды и вещей. Например, ранее ребенок не был замечен в халатном отношении к своему внешнему виду – уходил в школу и возвращался опрятным – и вдруг приходит в грязной одежде с неестественными загрязнениями или с повреждёнными вещами.

Сейчас практически у каждого ребенка имеется собственный сотовый телефон, либо любой другой электронный гаджет. Если ребенок в течение недолгого времени его теряет и не может назвать конкретной причины: как, при каких условиях и обстоятельствах это произошло, а на предложение родителей начать поиски отвечает отказом– на это также стоит обратить внимание.

Еще один внешний признак – это голодный ребенок. Сейчас во всех школах организовано питание, и ребенку не составляет труда дойти до столовой, пообедать и дальше заниматься школьной деятельностью. Если в последнее время ваш ребенок, приходя домой, первым делом бежит на кухню и обедает, то над этим тоже стоит задуматься: а не происходит ли травля и не выражается ли она именно в том, что у ребенка просто отбирают еду.

Психосоматические заболевания также могут свидетельствовать о травле. Когда у ребенка резко начинает болеть живот, поднимается температура, но узнав, что сегодня в школу он не пойдет, то есть, останется дома, на своей безопасной территории, всё быстро приходит в норму. В этом случае нужно проанализировать, насколько часто это происходит. Иногда у ребенка идет отторжение именно определенного урока, а не всего школьного процесса. Например, ученик понимает, что именно на уроке физкультуры проявляются его слабые качества. И он будет применять все уловки, чтобы не попасть на этот урок и не спровоцировать травлю.

Также со стороны родителей должен быть проведен анализ того, как их ребенок общается со своими сверстниками. Например, как часто одноклассники приглашают его на дни рождения, охотно ли он посещает культурно-массовые мероприятия, которые организованы вне школы. Необходимо обратить внимание и на то, как часто ребенок приглашает друзей к себе домой. Для ребенка дом – безопасная среда. И если он приглашает в него своих одноклассников, значит, прекрасно чувствует себя в этом коллективе.

Как родителям вести себя и поддержать ребенка?

– Каждый ребенок должен понимать: если в отношении него происходят унижения, оскорбления, применение физической силы, порча его имущества, любые иные негативные действия, он может смело обращаться к взрослым людям. В первую очередь – к классному руководителю, так как он находится в зоне доступности, он всегда поможет. Затем – к родителям. При этом ребенок должен знать, что при обращении к взрослому он не получит оценку своих действий и не услышит таких слов как «соберись», «дай сдачи» и так далее. У него должно быть ощущение того, что он все правильно сделал, когда обратился за помощью.

При обсуждении с ребенком буллинга нельзя оценивать личность агрессора, нужно проговаривать и оценивать только его действия. После того, как с ребенком была проведена беседа, и он почувствовал вашу заботу и безопасность, вы также можете обговорить с ребенком свои дальнейшие действия. Он должен понимать, что теперь вы вместе с ним, и он не остается один на один с этой проблемой.

Какие действия родитель должен совершить при выявлении факта травли в школе?

– Когда родитель понимает, его ребенок подвергается травле, в первую очередь, нужно избавиться от лишних эмоций, потому что они могут только усугубить ситуацию. Родители должны обратиться к классному руководителю, при личной встрече рассказать ему обо всех известных фактах с применением доказательств – это могут быть испорченные вещи, фотографии синяков на теле ребенка. Если родителю известны участники происшествия, место, даты, то это все предоставляется классному руководителю для того, чтобы он владел всей информацией.

При беседе с классным руководителем нужно понимать, что учитель тоже против травли в школе, что они на одной стороне, их общая задача – исключить данное явление из всего класса, потому что травля является «болезнью», которая затрагивает всех вокруг. На встрече с классным руководителем должны быть приняты меры по защите ребенка от дальнейших нападок со стороны агрессора. Обо всех действиях и мероприятиях педагог информирует родителя, также обговариваются сроки. Данные меры могут быть озвучены и ребенку, чтобы он понимал, что он остался не один, с ним взрослые, которые готовы ему помочь.

Что делать, если предпринятые меры не помогли?

– Если мероприятия по защите ребенка не помогли, изменений в ситуации не произошло, и буллинг со стороны одноклассников продолжается, родителям необходимо обратиться к директору школы и проработать новый план. Если и этот план дальше директора не уходит, нужно решать вопрос на более высоком уровне – через департамент образования администрации Перми.

Хочу подчеркнуть также: если вследствие травли ребенок получает вред здоровью: синяки, ссадины, растяжения, ушибы и переломы – родитель обязан незамедлительно обратиться в медицинское учреждение для фиксации травмы и получения заключения, а затем в отдел полиции, чтобы правоохранительные органы дали оценку действия агрессора.

Каким образом проходит внутренняя работа школы при разрешении сложившейся ситуации?

– Привлекаются школьные службы примирения, которые созданы на базе всех районов, психологические центры, где работают психологи узкой направленности, оказывающие активную поддержку всем участников травли, а также родителям. Однако, в случае, если получаемой помощи недостаточно, можно обратиться в отдел территориального управления Минсоцразвития Пермского края по г. Перми (отделы социальной защиты) по своему району и написать заявление о признании семьи нуждающейся в предоставлении социальных услуг на дому. В случае положительного решения вам будут оказаны социально-психологические, социально-правовые и социально-бытовые услуги отделением сопровождения семей с детьми.



Ещё новости в этом разделе Перейти в раздел
Военный призыв 2024
25 июня

Об этом рассказывает военком Мотовилихинского и Орджоникидзевского районов Игорь Головкин

Как помочь ребенку справиться со страхами?
22 апреля

Отвечает психолог «Центра помощи детям» Наталья Макарова

Как морально подготовить ребенка к экзаменам?
1 апреля

Начался апрель и в школах стремительно приближается экзаменационная пора.

Лента новостей
9 декабря

В День геров Отечества в школе №47 открыта еще одна «Парта Героя»

Подробнее

9 декабря

В Мотовилихе состоялся кибертурнир среди воспитанников пермского кадетского корпуса

Подробнее

6 декабря

Они посетили Музей самоварного искусства «МЕДНИКЪ»

Подробнее


Читать все новости

Полезные статьи
10 апреля

Есть ряд правил и рекомендаций, которые важно соблюдать для того, чтобы привезти из путешествия только положительные впечатления

Подробнее

5 февраля

В краевом Минздраве напомнили о мерах профилактики онкозаболеваний

Подробнее

23 января

В Прикамье начался прогнозируемый подъем заболеваемости гриппом и ОРВИ

Подробнее


Читать все статьи