30.09.2020
12:09
Главная / Наши новости / Паровоз – хорошо!

Паровоз – хорошо!

 Паровоз – хорошо!

 140 лет назад Мотовилиха жила ожиданием. Рабочие, мастеровой люд, их домочадцы с огромным интересом наблюдали, как строится первый паровоз и своя, заводская, железная дорога...

 

Началось всё с того, что появился в одном из цехов слесарь, талантливый механик-самоучка Дмитрий Пермяков. И однажды, набравшись смелости, направил он письменное обращение к строителю пушечного завода, горному начальнику Николаю Васильевичу Воронцову. Написал: «Я… видел в Нижнем Тагиле паровоз Черепанова, а чем мы хуже?» Воронцов дал добро...

И справился Пермяков «со товарищами». В мае 1874-го загудел, задымил паровозик, появилась и первая узкоколейка, протяжённость около шестисот саженей, что чуть больше километра. А к концу века на заводе действовала уже целая заводская железнодорожная сеть, и сновали по ней 14 паровозов! Да и их не хватало, использовали на предприятии по старинке и конную тягу, ставя на те же рельсы повозки с вагонными железными колёсами – конки.

 

 

А возвращаясь к Пермякову и его помощникам, вспомним, что писал знаменитый соратник Станиславского Владимир Иванович Немирович-Данченко в записках, посвящённых Уралу: «На заводах встречаешь превосходных механиков, работавших у машин без всяких научных сведений... Что за изумительная выносливость при этой нищете, при этой бескормице, при этих условиях труда, как будто нарочно созданных для того, чтобы, в конце концов, из людей смышлёных и энергичных тружеников сделать малосильных и апатичных ко всему...»

 

 

Кстати, как утверждают краеведы, мотовилихинцы в паровозостроении были не одиноки. Почти в те же 1870-е годы свою «чугунку» построили на Луньевских угольных копях (Александровская волость, ныне Александровский район). Там «расстарались» знаменитые магнаты Всеволожские. И покатили составы, пошёл уголёк сначала к ближним потребителям, а через несколько лет – уже по городам и весям Прикамья, в том числе на Мотовилихинские пушечные заводы. Вот такой товарооборот возник и развился благодаря мастеровым уральцам!

 

 

 

Вернуться