20.02.2020
00:51
Главная / Наши новости / Старая Мотовилиха

Старая Мотовилиха

Старая Мотовилиха

Как сейчас называется улица в Мотовилихе, которая раньше носила имя Главной, как образовалась дамба, разделившая Запруд и Висим и когда по улицам Мотовилихи пошёл первый трамвай - читайте в нашей статье.

Мы продолжаем цикл публикаций в рамках акции «Мотовилиха помнит» . Свои материалы предоставил партнёр акции - Государственный архив Пермского края. В этот раз речь пойдёт о так называемой «старой Мотовилихе».

До второй половины 19 – начала 20 века, история Мотовилихи была связана с историей Перми только близким расположением двух самостоятельных населенных пунктов. Природный ландшафт города, долины малых рек не способствовали коммуникации старой Мотовилихи и старой Перми, однако уже в начале 20 века стало очевидно, что слияние их неизбежно и это было лишь вопросом времени. Еще в 19 веке возникли проекты объединения Перми с Мотовилихинским заводом, а до Первой мировой войны к плану Перми стали отдельно добавлять план Мотовилихи и деревни Горки.

Старая Мотовилиха это, прежде всего, Висим, а также Вышка-1 и Запруд. Бывшая призаводская территория, центром которой исторически была гора Вышка и Базарная площадь, более известная сегодня как площадь Восстания.

В 1736 году, для работы строящегося Мотовилихинского медеплавильного завода было необходимо достаточное снабжение водой. Для этого  реку Большую Мотовилиху перекрыли дамбой, в итоге появилась запруда. По обе её стороны сегодня расположены два старых городских микрорайона – Запруд и Висим. Сегодня нижняя часть реки закована в бетон и фактически пролегает под дорожным полотном, впадая в Каму вблизи площади Восстания.

В общей сложности Мотовилихинский медеплавильный завод просуществовал 125 лет и был закрыт в 1865 г. из-за истощения рудников. Сегодня на месте старого завода находится хлебозавод №7.

Старейшая часть района – площадь у начала улицы 1905 года и гора Вышка, бывшая когда-то местом проведения различных празднеств, а в начале XX  века – сходок рабочих. На улице Мостовая, у подножия горы, до сих пор стоит здание из красного кирпича – народный дом, долгие годы бывший культурным центром заводского поселка.

На Висиме старейшая улица сегодня носит название «1905 года», напоминая о роли Мотовилихи в первой русской революции. До 1917 г. ее называли просто «Главная». Улица играла роль «Невского проспекта» Мотовилихи: по ней люди шли на завод, на ней же отдыхали после тяжелой смены.

В 1860 году, Мотовилиха была причислена к Перми в полицейском отношении, хотя и составляла особую часть города. После Революции в 1923 году был образован Мотовилихинский район в составе Пермского округа Уральской области.  Спустя три года Мотовилиха получила статус города, объединенного с Пермью в 1927 году.

Именно из старой Мотовилихи 7 ноября 1929 года пошел в направлении центра Перми первый трамвай, еще не де-юре, но уже де-факто закрепивший единство двух населенных пунктов.   Казалось бы, на этом историю объединения Перми и Мотовилихи можно заканчивать, однако в 1931 году из состава Перми выделяют территорию бывшей Мотовилихи, присваивают статус города с названием Молотово. Окончательно Молотово, то есть Мотовилиха, войдет в состав Перми лишь в 1938 году.

Рубрика: Мотовилиха помнит

Вернуться