26.08.2019
13:57
Главная / Наши новости / Реальная Мотовилиха: 1736–1917

Реальная Мотовилиха: 1736–1917

Реальная Мотовилиха: 1736–1917

Вчера, 12 июня, Пермь отмечала День города. И, конечно, есть смысл вспомнить, с чего начиналась история города. А начиналась она с медеплавильного завода. Светлана Федотова, журналист, автор книг по истории Перми, в том числе «Реальная Пермь», предоставила читателям сайта gazeta-perm.ru возможность узнать, как связаны Бородинское сражение, крейсер «Аврора», Антон Павлович Чехов, первая в России внутризаводская железная дорога и Славянов.

И деньги, и колокола, и пушки

Там, где сейчас расположен Райский сад, в 1736 году был заложен Мотовилихинский медеплавильный завод, одно из старейших действующих предприятий страны. Завод был построен по самым современным технологиям своего времени и осуществлял полный цикл работ (от добычи до обработки). Рудники в числе прочего находились и там, где теперь центр Перми.

Мотовилихинский медеплавильный завод производил медь очень высокого качества, из которой лили церковные колокола, пушки и чеканили монеты. Первую боевую славу Перми принесли пушки, отличившиеся при Бородинском сражении 1812 года.

Но пришли другие времена – мир двигался вперёд и Мотовилиха вместе с ним. На место меди пришла сталь. В конце лета 1863 года при огромном стечении народа был заложен Пермский сталепушечный завод, а рядом чугунопушечный завод – два предприятия, которые в знаменательном 1871 году объединились под маркой «Пермские пушечные заводы», которая быстро стала известна во всём мире.

Здесь содрогалась земля

Завод «Пермские пушечные заводы» стали полигоном для внедрения новейших технологий. Именно на нём в 1870 году впервые в истории России была произведена стальная девятидюймовая литая пушка, а в 1875 году – самый мощный на тот момент времени молот в мире. Его ещё называли Царь-молот.

Пишут, что, когда работал этот молот, кругом содрогалась земля, на территории завода невозможно было работать на станках, а в прилегающих деревнях и посёлках на столах звенела посуда. Обычно он работал в ночную смену.

Для этого молота был произведён самый большой на тот момент шабот: весом более шестисот тонн. Специалисты отмечают, что процесс литья такого шабота по грандиозности замысла, остроумию и технике исполнения, размаху и дерзости не имел себе равного в мире. Начнём с того, что для одной этой формы рядом был построен металлургический цех, который одномоментно дал 650 тонн чугуна. После заливки чугун в форме остывал несколько месяцев.

Неизменным успехом у людей пользовался аттракцион, во время проведения которого под боёк молота клали карманные часы, а вокруг них укладывали стальные бруски значительно большей высоты. Ударами молота стальные бруски осаживали до толщины часов. Последним ударом стекло часов разбивалось, но часовой механизм продолжал работать.

Царь-молот стал одной из главных достопримечательностей Перми. К примеру, писатель Антон Чехов, будучи в нашем городе проездом, тоже решил взглянуть на это уникальное сооружение на «Мотовилихинских заводах».

313 выстрелов

К тому времени на заводах уже работали мартеновские печи – одни из первых на Урале. По первой в России внутризаводской железной дороге уже ходил самодельный паровоз, спроектированный мастером-самоучкой. Уже была отлита Царь-пушка, которая была значительно тяжелее той, что стоит в Московском кремле, к тому же действующая (из неё были произведены 313 выстрелов). Уже завод был, фактически, городом – 18 каменных зданий завода контрастировали с избами, из которых состояли Пермь и Мотовилиха. К тому же электрическое освещение на заводе появилось на несколько лет раньше, чем в Перми. Уже инженером Николаем Гавриловичем Славяновым была изобретена электродуговая сварка, изменившая ход истории, а «Пермские пушечные заводы» вышли на первое место не только в Европе, но и в мире по производству крупнокалиберной артиллерии.

В многочисленных книгах по военной истории приводится такой факт: до революции 1917 года «Пермские пушечные заводы» выпускали третью часть всех артиллерийских систем российских армии и флота. Крейсер «Аврора» также был вооружён пушками и покрыт броней, изготовленными на «Мотовилихинских заводах». Он единственный с честью вышел из тяжелейшего Цусимского сражения Русско-японской войны 1905 года и в 1917 году дал залп к началу революции…

 

Вернуться